EASA дала «зеленый свет» для Tamarack

Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) разрешило эксплуатацию самолетов семейства Cessna CitationJet, которые оборудованы законцовками крыла с системой активного снижения нагрузки Tamarack. Новый сервисный бюллетень EASA (SB1480) получили все операторы бизнес-джетов Cessna 525, 525A и 525B, которые оборудованы Tamarack.

Новый бюллетень включает исправления, которые были включены в прошлые директивы. В соответствии с ним, оборудованные ATLAS самолеты Model 525, 525A и 525B, эксплуатирующиеся в Европе, должны быть оборудованы модифицированным блоком управления TACS, а также аэродинамическими центрирующими полосами, которые заставляют поверхности системы вернуться в исходное положение в случае неисправности блока управления.

Ранее в апреле, агентство выпустило чрезвычайную директиву летной годности (AD), требующую от операторов, зарегистрированных в ЕС легких самолетов Cessna CitationJet/CJ1/CJ1+, CJ2 и CJ3, оснащенных законцовками крыла с системой активного снижения нагрузки Tamarack Aerospace (ATLAS), немедленно отключить эти устройства перед полетом. «За последнее время сообщалось о случаях, когда ATLAS, по всей видимости, работал со сбоями, вызывая неожиданные события, когда в некоторых случаях пилоты испытывали трудности с возвратом самолета в безопасный полет», — говорится в отчете EASA, опубликованном 19 апреля.

Система ATLAS, предлагающая увеличенную дальность полета, скорость и топливную экономичность для легких самолетов без дополнительного веса, который появляется при монтаже традиционных законцовок, использует активные сервокомпенсаторы снижения нагрузки, называемые компанией Tamarack Active Camber Surfaces (TACS), а не структурное усиление для противодействия повышенной аэродинамической нагрузке на законцовки в поворотах и при турбулентности. TACS расположены за пределами каждого элерона и перемещается независимо от основных поверхностей управления.

Хотя система TACS ограничена в перемещении, чтобы минимизировать возможность вмешательства со стороны управляющих поверхностей, база данных системы отчетности о безопасности полетов (ASRS) NASA показывает, что пилоты в США сообщили о по меньшей мере двух случаях таких трудностей на оборудованных ATLAS самолетах. В одном из этих отчетов от февраля 2018 года упоминалось о «быстром возникновении флаттера элеронов с нарастающей амплитудой на левом крыле», потребовавшего от пилота снижения скорости полета для уменьшения флаттера. 

Читайте также  Инвестиции в бизнес-джеты: Textron как лучший выбор?

Вице-президент Tamarack по маркетингу Пол Хэтэуэй сказал, что чрезвычайная директива EASA, по-видимому, была вызвана сообщением оператора CJ1+, который рассказал о похожем сбое во время полета над южной Англией в апреле 2019 года. Однако он отметил, что в начале 2018 года компания выпустила Сервисный бюллетень, призывающий к установке обновленного блока управления TACS (TCU) для решения таких проблем.

«Мы направили инженера по техническому обслуживанию для проверки самолета, который вызвал действие EASA, и, насколько мне известно, на этом самолете не был выполнен служебный бюллетень TCU», — пояснил он.

Ранее в этом году Tamarack также выпустил комплект обновления STC для установки аэродинамических центрирующих полос на выступах TACS. «Центрирующая полоса заставляет TACS двигаться в направлении движения поверхности управления, если сбой приводит к смещению в асимметричное положение», — объяснил Хэтэуэй. Текущие клиенты Tamarack могут бесплатно получить комплекты центрирующих полос, и его можно установить на месте базирования, в одобренных сервисных центрах или на заводе Tamarack в Сэндпойнте, штат Айдахо.